Главная » Авторские статьи » Погорелов В.И. СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Погорелов В.И. СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В настоящее время, в условиях реформирования и модернизации российских образовательно-воспитательных систем, все большее признание получает тезис о том, что одним из самых приоритетных направлений и важнейшим фактором патриотического воспитания детей и молодежи является сохранение объектов культурно-исторического наследия. Так, обсуждение этого вопроса заняло одно из основных мест в работе третьего Межрегионального Форума по вопросам гражданственности и патриотизма (г. Ярославль, апрель 2013 г.). В условиях этих инновационных педагогических подходов Воронежский областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи в настоящее время апробирует в числе других и два новых направления в гражданском и патриотическом воспитании: долгосрочная акция образовательных учреждений Воронежской области «Наше наследие» и областные полевые краеведческие лагеря школьников комплексного профиля. В качестве нормативно-правового обеспечения программ этих направлений выступили федеральные и региональные законы и постановления, регламентирующие вопросы образования, охраны объектов культурно-исторического наследия, организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, санитарно- эпидемиологических требований к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа. Основной целью акции «Наше наследие» является расширение форм и методов гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения путем более широкого его вовлечения в дело сохранения объектов культурно-исторического наследия Воронежского края. Главное ее содержание составляет непосредственное практическое содействие образовательных учреждений Воронежской области органам государственной власти в деле сохранения, популяризации и пропаганды памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране. Задачи акции: — активизация поисково-исследовательской деятельности учащихся в изучении истории памятников истории и культуры; — более широкое включение знаний о памятниках истории и культуры, расположенных на территории конкретного поселения, в образовательно-воспитательный процесс; — популяризация памятников истории и культуры среди населения; — уход за санитарным состоянием и благоустройство территорий, прилегающих к конкретным памятникам истории и культуры; — практическое содействие органам государственной власти в деле охраны объектов культурно-исторического наследия, заключающееся в незамедлительном информировании департамента культуры и архивного дела Воронежской области, органов муниципальной власти и полиции о фактах их разрушения или нанесения им вреда. В рамках акции, рекомендуется проведение следующих мероприятий: — картографические работы по определению местонахождения и местоположения близлежащих памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране; — установление правовых взаимоотношений образовательного учреждения с областным департаментом культуры и архивного дела в организации механизма взаимодействия в деле охраны каждого конкретного памятника истории и культуры; — проведение поисково-исследовательских работ по сбору исторических и культурных сведений об охраняемом объекте; — регулярное посещение и осмотр объекта с целью установления степени его сохранности и соблюдения режима охраны; — установка на охраняемом объекте памятного знака (мемориальной доски) рекомендованного образца и согласованного с областным департаментом культуры и архивного дела; — включение культурно-исторических сведений об охраняемом объекте в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения; — регулярное поддержание прилегающей к охраняемому объекту территории в должном санитарном состоянии и эстетическом виде; — разработка и реализация социально-значимых молодежных проектов по использованию охраняемого памятника истории и культуры в общественной жизни своего населенного пункта и его популяризации среди населения. Организация полевых краеведческих лагерей школьников комплексного профиля первоначально трижды была апробирована на районных уровнях на основании договоров о сотрудничестве Центра с администрациями двух муниципальных районов. В июне 2013 г. на р. Толучеевке в Петропавловском муниципальном районе был организован первый областной палаточный краеведческий лагерь школьников комплексного профиля «Истоки», в котором приняли участие команды из пяти районов Воронежской области. Основной целью проведения лагеря было определено создание оптимальных условий для углубления знаний и умений учащихся по истории родного края, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие через систему организации исследовательской работы краеведческой направленности. Задачи полевого краеведческого лагеря: — организация и проведение различных форм исследовательской, познавательной деятельности учащихся; — сбор, изучение и обработка материалов и экспериментальных данных для проведения собственных научных исследований; — расширение и углубление знаний учащихся об истории и природе родного края; — развитие творческих и исследовательских навыков учащихся; — воспитание патриотизма, гуманизма, других нравственных и культурных ценностей; — формирование у детей и молодежи здорового образа жизни. При разработке программ полевых краеведческих лагерей школьников, в их основу были положены следующие принципы: — принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности личности; — принцип свободы и творчества, который предполагает право выбора: направления познавательно-исследовательской деятельности, форм и способов ее осуществления; участия в организации жизни в коллективе; участия в досугово-развлекательных и оздоровительных мероприятиях и т.п.; — принцип социальной активности и гуманизации отношений через включение школьников в социально-значимую и коллективнуюдеятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных и досуговых мероприятий. В основу реализации программы полевого краеведческого лагеря был положен деятельностный подход. Основными методами организации деятельности и составными частями программы явились: — археологические разведки и раскопки древних памятников в бассейне реки Толучеевки (Центр имеет официальное разрешение Института археологии РАН и Министерства культуры РФ – Открытый лист на право производства такого рода полевых исследовательских работ); — археологические наблюдения школьников в бассейне реки Толучеевки с целью определения степени сохранности уже известных памятников археологии, состоящих на государственной охране, по согласованию с областным департаментом культуры и архивного дела; этнографические наблюдения и исследования на территории Петропавловского района; — восстановительные, реставрационные и исследовательские работы на пещерном православном храме у хут. Индычий в тесном взаимодействии с Воронежско-Борисоглебской Епархией и благоустройство прилегающей к нему территории; — полевые исследования на территории Петропавловского района на основе Карт генерального межевания Российской империи конца XVIII в. по направлению краеведческого поиска «Нет забытых хуторов»; — сбор материалов о событиях периодов Гражданской (1918- 1922 гг.) и Великой Отечественной (1941-1945 гг.) войн на территории Петропавловского района по направлению краеведческого поиска «Нет забытых могил»; — картографирование объектов культурно-исторического наследия Петропавловского района с применением современных средств и методов спутниковой навигации; — полевые работы экологической направленности; — работа в экспериментальных творческих мастерских (камеральная обработка археологических материалов, изготовление каменных орудий труда, мукомольство, прядение, ткачество, вязание, плетение); — проектная деятельность. Основными результатами проведения лагеря «Истоки» явились: — создание такой среды развития, в которой подросток является активным субъектом деятельности с сформированными мировозренческими и поведенческими навыками; — пополнение знаний учащихся по истории и культуре родного края; — воспитание в детях и подростках любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края; — отработка методов исследовательской работы, связанных с поиском данных, их отбором, классификацией, анализом, обобщением и представлением результатов самостоятельного микроисследования; — практическое содействие государственным органам охраны объектов культурно-исторического наследия Воронежской области, выразившееся в предоставлении им полевых отчетов об осмотре уже известных и научном описании вновь выявленных памятников истории и культуры; — расширение и совершенствование базы данных к составлению интерактивной краеведческой карты Петропавловского муниципального района; — значительные объемы работ по исследованию, музеефикации и благоустройству прилегающей территории пещерного православного храма у хут. Индычий. Таким образом, анализ проведения трех районных и первого областного профильных полевых краеведческих лагерей показал, что они логично дополняют и совершенствуют учебно-воспитательную и социокультурную работу образовательных учреждений. В целом же, и акция «Наше наследие», и полевые краеведческие лагеря школьников, оказывая практическое содействие органам государственной власти в деле сохранения объектов культурно-исторического наследия Воронежской области, являются важнейшим фактором патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.   Культурно-историческое наследие Центрального Черноземья (вопросы охраны памятников культурно-исторического наследия): сборник статей научно-практической конференции. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013.