Главная » Новости » Искаженная маска агонии: кричащая мумия и ее страшная «сфинксовая загадка»
Искаженная маска агонии: кричащая мумия и ее страшная «сфинксовая загадка»
Британское издание The Sun пишет, что тайна «кричащей мумии» наконец-то разгадана. Мумифицированные останки на данный момент демонстрируются в Каире. В 1886 году мумию обнаружил французский египтолог Гастон Масперо. Находка получила обозначение «Человек Е». Он был погребен в долине фараонов приблизительно в 500 км к югу от Каира. Рядом находились особы царского рода. Саркофаг «Человека Е» отличился от остальных. Он был прост и не украшен. Мумия была завернута в шкуру овцы. Стоит отметить, что в Древнем Египте это животное считалось нечистым. Археологов озадачил внешний вид «Человека Е»: на лице застыл крик, буквально источающий боль и ужас. Сложилось впечатление, что мужчина умер в агонии. Как сообщают британские журналисты, эксперты нашли этому объяснение. Доктор Боб Бриер, археолог из Университета Лонг-Айленда в Нью-Йорке, после осмотра мумии заявил: «На эту мумию действовали две силы: одна, чтобы избавиться от него, а другая, чтобы попытаться сохранить его». Доктор Захи Хавасс из Высшего совета античных египтян Египта полагает, что, вероятно, мумия была принцем, опозорившим семью. Именно поэтому он был похоронен рядом с другими членами семьи, но при этом был покрыт овчиной. Доктор Хавасс, бывший министр древностей, сказал: «В сознании древнего египтянина, овчиной надо покрыть человека, если он не был чист, если он делал что-то плохое в своей жизни». «Мы никогда не видели такую мумию, страдающую. Это ненормально, и это говорит нам, что что-то случилось», – добавил Хавасс. Археологи считают, что кто-то хотел, чтобы у умершего человека не было загробной жизни. По одной из версий, «Человек Е» – это принц Пентевер, сын фараона Рамсеса III и одной из его жен – Тие. По легенде, Пентевер подозревался в убийстве отца. Древние документы от 12-го века свидетельствуют о том, что одна из жен фараона Рамзеса III была осуждена за сговор с целью убить его, поскольку стремилась усадить Пентевера на трон. Предполагается, что, когда этот план был раскрыт, принца отравили в качестве наказания и завернула его тело в овчину. Если такое предположение верно, то «кричащее лицо», возможно, выражало боль от действия яда.
Набор в историческую образовательную школу «На степном пограничье»
Данный сборник представляет собой каталог выставки "Меч и златник", проводившейся в Государственном историческом музее в 2012 г. Меч - главное оружие воина, и златник, первую золотую монету древнерусского чекана, можно назвать символами Древнерусского государства, датой образования которого принято считать 862 г. - время призвания варягов на княжение. Один из них, Рюрик, стал основателем династии, правившей на Руси вплоть до конца XVI в. Выставка "Меч и златник" в Историческом музее посвящена прежде всего начальному периоду истории Древнерусского государства - времени язычества, героических военных походов и зарождения дипломатических отношений с ближайшими соседями. Однако не следует забывать, что выход восточнославянских племен на историческую арену произошел задолго до второй половины IX в. На протяжении VI-VIII вв. славяне были втянуты в водоворот событий, в результате которых геополитическая картина Европы стала совершенно иной. Посетители выставки получат представление о культуре восточнославянских племен, имевших торговые и политические связи с Византийской империей и кочевыми империями Евразии. В 988 г. Русь была крещена князем Владимиром. Это событие ввело молодое государство в круг европейских христианских держав. Своеобразие древнерусской культуры, расцвет которой пришелся на XI - начало XIII в., во многом объясняется переплетением в ней элементов языческого и христианского мировосприятия. На выставке представлены как вещи из обихода жителей Древней Руси, так и артефакты особого исторического и культурного значения - Изборник Святослава, Мстиславово Евангелие, Суздальское оплечье и многие другие.
Сборник статей посвящен состоявшемуся в декабре 2009 г. 60-летию выдающегося ученого и организатора науки, члена-корреспондента РАН, профессора Х.А. Амирханова. Авторами сборника стали научные сотрудники ведущих археологических исследовательских центров Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, а также Липецка, Сыктывкара, Курчатова, Донецка, Симферополя. Тематически, представленные статьи затрагивают проблематику исследований палеолита Восточно-Европейской равнины, а также мезолита лесной зоны Восточной и Северной Европы. В сборник включены работы, в которых освещаются как вопросы, связанные с общей характеристикой целых эпох, так и отдельные сюжеты, посвященные анализу комплекса материальной культуры и пространственной организации отдельных памятников или изучению одной категории орудий при помощи типологического, трасологического и технологического методов. В статьях широко представлены результаты междисциплинарных исследований палеолитических стоянок, вводятся в научный оборот результаты раскопок последних лет, а также ранее неизвестные архивные материалы. Для специалистов в области археологии каменного века и первобытной истории, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений.
Сборник содержит статьи, посвящённые целому ряду дискуссионных вопросов в изучении эпохи бронзы Волго-Уральского региона. Заслуживает внимания обращение к философской теории деятельности и разработка культурологических проблем. Приводятся публикации и интерпретации новых материалов. Рассчитано на историков, археологов и этнографов.
Настоящий сборник подготовлен на основе материалов научно-практической конференции «Культурно-историческое наследие Центрального Черноземья», состоявшейся в Воронежском государственном университете 29 ноября 2014 г. Доклады и сообщения, представленные в сборнике, публикуются в авторской редакции. За достоверность сведений, изложенных в статьях, ответственность несут авторы публикаций.
Находки древнейших в азиатской степи сюжетных миниатюр — тепсейских (Грязнов, 1971; 1979) и орлатских (Пугаченкова, 1987; 1989) — свидетельства не только высокой художественной культуры степняков, но и связей между ними. Изучение исторического контекста этих связей невозможно без уточнения относительной и по возможности абсолютной хронологии памятников изобразительного стиля, представленного орлатскими и тепсейскими миниатюрами.
Северная Евразия от древности до средневековья. ТК к 90-летию со дня рождения Михаила Петровича Грязнова. - СПб. - 1992.