Валерий Березуцкий: Фибулы заговорили

«Благодатная для археологов и историков почва наших южно-русских степей каждый год обогащает нас новыми поразительными памятниками… как ни грабят наши золотоносные курганы хищники и жадные предприниматели, до сих пор стоящие вне досягаемости закона и превращающие не один первостепенный памятник в безличные слитки золота и серебра…»

Слова эти принадлежат знаменитому русскому и американскому (в эмиграции) историку античности Северного Причерноморья, специалисту по Древнему Риму и эпохе эллинизма, археологу М.И. Ростовцеву. Этими словами Михаил Иванович открывал свое выступление «Воронежский серебряный сосуд» на Лондонском международном конгрессе историков в 1913 году.

iЭто было первое научное освещение удивительной находки, обнаруженной за два года до конгресса в ходе раскопок Частых курганов на северо-западной окраине Воронежа, где сегодня высятся многоэтажные дома Северного микрорайона. В этих строках – и беспокойство, и переживание за наши археологические памятники, которые грабили и грабят сегодня без видимых примеров наказания «черные археологи», явно или скрытно торгующие награбленным, будто своим… По прошествии 100 лет мало что изменилось… Бывают, хотя и не часто, примеры, когда найденные случайно древние предметы попадают в хорошие руки людей, не отягощенных неуемной жаждой обогащения. Именно такой случай произошел со сколь удивительным, столь и неожиданным кладом, обнаруженным на пахотном поле в 2013 году на окраине Острогожска. Речь пойдет о наших предках, о славянах на донской земле. Ещё недавно считалось, что история славян на Дону начиналась со славян второй половины VIII – начала X веков. Культура их сравнительно хорошо изучена. Многое прояснено в их происхождении: это вятичи, спустившиеся с Оки, а также группы славян с территории Днепра и его притоков, среди которых, возможно, были северяне и поляне. Известно, что славянское население покинуло наш край в начале X века под угрозой нашествия кочевников-печенегов. Казалось, что дальнейшие исследования археологов возможны только в направлении углубленного изучения различных сторон жизни донских славян. А что же было ранее донских славян, до VIII века? Была ли донская территория безлюдна и пустынна? До последнего времени так и считалось, потому что не были известны археологические находки, предшествующие культуре донских славян. На карте раннеславянских древностей (до VIII века), составленной известным археологом-славистом В.В. Седовым, восточной и северо-восточной границей распространения раннеславянских древностей обозначены лесостепные районы Северского Донца. Далее на восток, ближе к нам, на донскую территорию – белое пятно. Так было в начале 80-х годов прошлого столетия. В свое время советский историк М.И. Артамонов посчитал сообщение византийского историка Прокопия Кесарийского о многочисленных племенах антов, судя по тексту обитавших где-то в верховьях Дона, ошибочным. По причине отсутствия там каких-либо археологических свидетельств славянского пребывания того времени (Прокопий жил в конце V до 60-х годов VI века). Но Прокопий Кесарийский оказался прав! Ситуация в корне изменилась с открытием в 80-90-е годы прошлого столетия на Верхнем Дону (эта территория выше впадения реки Воронеж в Дон до границы с лесом) и на Хопре археологических памятников, которые датировались по находкам II-V веками, временем великого переселения народов. В ту эпоху снялись с насиженных мест германцы, предки славян, тюрки, иранцы (аланы), финно-угорские племена (предки финнов, венгров, мордвы и др.), и по не ясным еще причинам начался глобальный процесс миграций, столкновений, объединений, охвативший всю Европу. Толчком к массовым передвижениям послужило нашествие гуннов с востока в 70-е годы IV века. Дни Римской империи были сочтены не только по внутренним причинам, но в том числе из-за непрекращающихся вторжений варваров в ее пределы. Находки на Верхнем Дону и на Хопре оказались неоднозначными, их нельзя отнести только к славянам, будь то украшения или глиняная посуда, но в них присутствовали и славянские черты! Начинается интенсивное изучение поселений и городищ (укрепленные поселения). Выясняется их связь с культурами Среднего течения Днепра II-VII веков нашей эры, где обитали славяне и их предки. Ситуация не только в корне изменилась, но и продолжает меняться! Средний же Дон – территория от впадения реки Воронеж в Дон и до границы степи и лесостепи в южных районах Воронежской области – до поры до времени хранил молчание. До поры до времени… Поскольку становилось ясным: археологические памятники, подобные верхнедонским, и здесь есть. Только их надо найти. И донская земля преподнесла первый сюрприз. В 2013 году на северо-восточной окраине Острогожска на пахотном поле обнаружили клад, находившийся в глиняном сосуде. Его предметы удалось собрать воедино. В состав клада входят 32 предмета. Среди них оказались две литые бронзовые фибулы – булавки-застежки, которые из-за особенностей оформления окончаний называют «пальчатыми», несколько их обломков, бронзовые подвески и бронзовые фрагменты браслетов, стеклянные бусы, нижняя часть лепного глиняного сосуда, в который и были, видимо, первоначально положены предметы. В сосуде, кроме того, находились мелкие фрагменты ткани, судя по структуре, возможно, шелковой. FibulaОсобенно впечатляют фибулы, украшенные масками животных, а на окончании – головой змеи. По широкой части украшений – головы птиц с клювами или лапы животного. Оба украшения имеют по внешней поверхности циркульный орнамент, распространенный в эпоху великого переселения. Почему в кладе – испорченные предметы, кому он принадлежит и как попал на Средний Дон? Большинство, если не все бронзовые предметы, входящие в состав клада, являются ломом, подготовленным для переплавки. Об этом свидетельствуют сломанные держатели иглы фибул-застежек, фрагменты разрушенных фибул, сломанные пластины для подвешивания других украшений. Ни один из фрагментов браслетов не соединяется друг с другом, и все они являются лишь частью разных украшений. Таким образом получается, что предметы клада были приготовлены для переплавки, но какие-то причины заставили спрятать вещи «до лучших времен». Об этих причинах мы еще скажем ниже. Острогожский клад, по-видимому, содержит вещи женского убора. Именно женщины, в первую очередь, носили подвески, фибулы, хотя браслетами пользовались и мужчины. Бусы – тоже женская часть украшений. Фибулы, входящие в состав острогожского клада, являются характерной чертой набора украшений начала раннего Средневековья. Этот набор сформировался в Среднем Поднепровье и его Левобережье под культурным влиянием Византии и ремесленных центров Дунайского региона в конце VI – на рубеже VI-VII веков. Исчезает же он во второй половине VII века или в его финале. Фибулы испытали на себе влияние готских (германских) традиций, в частности, в наличии «птичьих элементов» (головы птиц с клювами). Вместе с тем, ювелиры Среднего Поднепровья активно перерабатывали дунайские образцы в своем, нужном им новом направлении. Отчего фибулы Поднепровья хотя и похожи на такие же Подунавья и Византии, но они всё же иные. Кто их создатели, жившие на Днепре и его притоках, и когда? Многие современные исследователи пальчатые фибулы с маскообразной головой на окончании относят к характерным украшениям антов, которых многие исследователи считают одной из ветвей славян. Время поговорить об антах, о которых упоминал не только Прокопий Кесарийский, но и другие историки. Большинство специалистов отдают предпочтение иранскому происхождению слова antas – конец, край. Анты – значит окраинные, живущие на окраине, пограничные жители. Византийские историки знали применительно к VI веку два крупных народа, которые включали и славян – анты и склавины. Германский историк Иордан прямо писал, что это славяне: «Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами и антами». А эти племена произошли от одного корня, что у них много общих обычаев (более древнее объединение, связанное со славянами – венеды, в V-VI веках постепенно вытесняется названиями анты и склавины). Прокопий Кесарийский отмечал: «…у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы». Несмотря на такое сходство, византийцы без труда отличали антов и склавин, по-видимому, из-за разницы языковых диалектов, а также особенностей женской одежды, некоторых черт погребального обряда. Анты как раз и занимали территорию Подонья. Это их восточная окраина. Здесь все более появляется «антских» свидетельств. Вот нашелся и антский клад, о котором идет речь. Все это – свидетельства миграции антов и пребывания славян на донской земле. Но не так все просто, как кажется на первый взгляд. Особенности археологической информации хорошо известны специалистам, но с ними мало знакома широкая публика. Многие полагают, что достаточно найти какие-либо предметы, как они и дадут нам ответ на вопрос: кто это – славяне, германцы, балты и т.д. Но попробуйте определить, кому принадлежит обнаруженный вами магнитофон «Panasonic». Русскому? Белорусу? Таджику? Он, этот магнитофон, интернационален! Как и «интернациональны» многие археологические предметы и признаки различных обрядов, дошедшие до нас. Отсюда понятны сложности обнаружения славян в массе германцев, балтов, потомков сарматских племен, причем живших зачастую в одних и тех же поселениях в одно и то же время, да еще пользовавшихся похожими украшениями, оружием. Историки не сомневаются в том, что в антский союз входили славяне, которые, возможно, составляли его большинство. Но также более чем вероятно, что в это сообщество входили представители и других народов. Данная версия имеет историческое подтверждение: в эпоху переселений, миграций трудно или вовсе невозможно найти «чистые» народы. Выпадение кладов, почти единовременных, относится к финалу VII века. Происходит резкое изменение обстановки в результате военных действий, что приводит к изменению стиля украшений и убора в целом. Это время совпадает с выпадением кладов. По-видимому, к тому времени и относится Острогожский клад. Вопрос в том, что произошло в Поднепровье и его Левобережье, на Дону в период выпадения кладов. Высказывались суждения о военном натиске хазар во время хазаро-болгарских войн, о появлении нового славянского объединения. Как бы то ни было, и то, и другое событие привели к изменению этнической карты Восточной Европы, стиля одежды и украшений. В конце правления византийского императора Маврикия (582—602) кочевники авары отправили сильное войско против антов с целью истребить их поголовно, потому что анты являлись тогда союзниками византийцев – врагов авар. Сообщений о том, что же произошло с антами, нет. Одни полагают, что их полностью разгромили. Другие отмечают, что вскоре авары стали переправляться через Дунай и отдали победу антам. В любом случае это последнее письменное упоминание об антах (602 год). Вместе с тем, пеньковская археологическая культура, которую и связывают с антами, просуществовала весь VII век. Анты, конечно, все не могли разом исчезнуть. Есть сведения о том, что они вместе с аварами, своими бывшими противниками, в 626 году осаждали Константинополь.

Как многообразна и насыщена наша история событиями, которые проступают робкой поступью через украшения наших предков. Как непрост был их мир и как величествен. А новые находки и открытия – страницы нашего прошлого из великой книги времени ждут археологов. Чтобы понять наших предков и самих себя.

Валерий Березуцкий,
кандидат исторических наук, доцент ВГПУ http://communa.ru/