Главная » Авторские статьи » Тарабрин Е.И. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ, КАК БРЕНДООБРАЗУЮЩАЯ СРЕДА

Тарабрин Е.И. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ, КАК БРЕНДООБРАЗУЮЩАЯ СРЕДА

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему». (Д.С. Лихачев) Наверное, после громкого вступления следует сказать, что в нашем регионе необходимо формировать культурную среду. Культурная среда – чрезвычайно широкое понятие: это и традиционные культурные институты (театры, музеи, библиотеки); это и так называемые неформальные культурные инициативы, и различные формы творческого досуга. Это архитектура, общественные пространства, люди, проекты, сети и в целом тот суммарный баланс творческой энергии, которая генерируется и потребляется на территории Воронежа и Воронежской области (Бояков 2013. С.45). Вы скажите: «В чем проблема? У нас все это есть». И скорее всего, начнете перечислять проекты в сфере культуры. Но все, чтобы Вы не начали говорить, сохранено благодаря большому общественному вниманию и покровительству отдельных меценатов. И сохранено это наследие в советский период, а мы только продолжаем хранить это достояние. Но в попытках придумать что-то новое, красочное и денежное, мы забыли о «Культурном достоянии Центрального Черноземья», которое утрачивается. Забываем о погибающих усадьбах, о зданиях архитектуры, уничтожаемых застройщикам, об археологии. И именно в такие моменты маленькие, но очень активные организации начинаю действовать. Пытаясь хоть как- то отстоят то культурное достояние, что еще не уничтожено. Сейчас, когда на первые планы выходят проекты брендирования города, для которых главное – это известность и репутация, причем за пределами региона. Мы можем с уверенностью говорить, что о культурном просвещении воронежцев мы полностью забыли, вернее сказать не хотим помнить. Это менее выгодно, чем привлечение туристов из других регионов, и стран. Так почему же не убить двух зайцев, сразу. Почему создать новый фестиваль проще, чемсохранить старую усадьбу (Бояков 2013. С. 207)? Ведь турист – это доход. А история для туриста и новые впечатления. Это то, что человек покупает. Он покупает память, эмоции, и при этом становится обогащенным в знаниях истории. Еще с издания книги Дональда Хайдера (1993 г.), Филиппа Котлера и Ирвинга Рейна «Маркетинг территорий» существует концепция, что в современном мире граждане становятся потребителями, а территории (города, регионы и страны) товарами. В этой же теории при продвижении территорий обозначено четыре направления развития – имиджевая, инвестиционная, туристическая и социальная привлекательность. Отталкиваясь от этой давно существующей концепции, я рассмотрю в своей работе с современной точки зрения туристическую составляющую территориального брэндинга и способы ее продвижения. Единых правил для брэндинга нет, но есть общие методики разработки брендов. Первый этап – установочные мероприятия, на которых все участники процесса – бизнес, культурная элита, население, администрация – совместно определяют цели, задачи и общий подход в реализации бренда. Чаще всего именно на этой стадии брэндинг-проект проваливается, так как участникам не удается достичь консенсуса. Второй этап – анализ потенциала для развития бренда, т. е. выбор, каким образом и за счет чего территория собирается «производить хорошее впечатление». Третий этап – разработка идеологии бренда. Идеология – сложная конструкция, но в ее основе всегда должен быть ответ на вопрос, в чем уникальность территории. Четвертый, необязательный этап – создание логотипа. И, наконец, пятый этап – поиск уникальных инструментов продвижения бренда. Бренд – это всегда работа на стратегию развития территории. Это некий план. Однако для того чтобы этот план оказался жизнеспособным, в основе бренда должна лежать сильная идея, которая представляет город как явление в стране и мире и позволяет совместить интересы многих десятков и сотен тысяч людей, населяющих его территорию. Воронеж обладает ресурсами способными стать брендами. И главное, он богат культурными достояниями способными продвинуть Воронежскую область и город Воронеж, как культурную столицу Черноземья (Кригер. 2007). Достопримечательные места. Согласно российскому законодательству, «достопримечательные места» – «творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительнойпланировке и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историй формирования народов и иных этнических общностей на территорий РФ, историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок, места совершения религиозных обрядов». Очевидно, что «достопримечательное место» является наиболее обширной и всеобъемлющей разновидностью объектов культурного наследия. Примеры достопримечательных мест: «творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы». Например «Каменная степь» НИИ Докучаева: «места бытования народных художественных промыслов», например, села Карачун (керамика), Елань-Колено (ковроткачество), Воронцовка (деревообработка), с. Украинская Буйловка (место выхода на поверхность уникальных красных гранитов и их разработка); «центры исторических поселений», например, исторические центры бывших уездных городов Боброва, Богучара, Павловска, Землянска, Острогожска, Нижнедевицка, Новохоперска, Борисоглебска, крупных торговых слобод Бутурлиновки, Калача, Россоши и т.д И таких мест в Воронеже и Воронежской области очень много, и на перечисление уйдет немало времени. Но свое внимание остановим на памятниках археологии. Всего на территории Воронежской области, на государственной охране стоит 1,5 тысячи памятников археологии и ежегодно, в течении археологических разведок выявляются еще десятки новых объектов. Около половины находятся в близи городов, а значит, имеют право относится к объектам археологического туризма, и быть брендо образующей единицей. Так можно выделить объекты «Археологического наследия». Приведем самый распиаренный памятник на территории Воронежа, так называемый «Вантит», это комплекс славянских памятников, находящихся на правом берегу реки Воронеж, недалеко от санатория имени Горького. Известность этого памятника, как на территории Воронежской области, так и за ее пределами велика. Но должного внимания ему не оказывается, и не создается заповедной зоны. Этот памятник способен позитивно повлиять на формирование положительного имиджа города и области, которая сохраняет свои памятники. А вовремя созданные туристические тропы, по археологическим объектам способны повлиять на развитие туризма в области, и привлечь новые потоки туристов (Пряхин 1995). В завершении, хочется сказать о нужности формирования единого туристического пространства, готового создавать из объектов «Археологического наследия» бренд, который мог бы представлять Воронеж и область на межрегиональном и федеральном уровнях. Одним из центров развития воронежского туризма могут стать общественные организации, в рамках которых развиваются туристические направления. Список литературы: 1. Бояков Э. Воронежский пульс. Культурная среда и политика. 2. Кригер Л.В. Историко-культурное наследие Воронежской области: следование и использования / Л.В. Кригер. – Воронеж, 2007. – 124 с. 3. Пряхин А.Д. Археология и археологическое наследие/ Пряхин А.Д. – Воронеж: Квадрат, 1995. – 205 с. 4. Хайдер Д. Маркетинг территорий. 1993.   Культурно-историческое наследие Центрального Черноземья (вопросы охраны памятников культурно-исторического наследия): сборник статей научно-практической конференции. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. С. 70-73.