Главная » Авторские статьи » ОКОПЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, КАК ОБЪЕКТ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

ОКОПЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, КАК ОБЪЕКТ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

2014 год принес современной России много новых свершений, однако самое время вспомнить старые. За год до 100-летнего юбилея Второй Отечественной войны Государственная Дума Российской Федерации принимает новую редакцию 73 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (здесь и далее ссылка только на 73 ФЗ) [1]. Одно из основных новых положений этого закона – четкое понятие археологическому наследию, а именно статья 3 главы 1 гласит: «Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы». Таким образом, впервые за долгое время была очерчена хронологическая граница материальной культуры, которая требует научного археологического изучения. Сделано это было, дабы поставить вне закона мародерское разграбление историко-культурного наследия России, имеется в виду металлопоиск именуемый «черным копательством». Сейчас тяжело оценивать эффект от подобной меры, однако нужно понимать, что начиная с 2014 года все объекты, связанные с Первой Мировой войной становятся на очередь для изучения у археологов по Открытым листам (разрешениям на раскопки).

Теперь, если действовать духу 73 Федерального Закона, будет не возможным любая хозяйственная деятельность в зоне боевых действий, мест дислокации подразделений и т.п., т.к. это будет обусловлено обременением земли, после постановки памятника на государственную охрану (согласно ст. 5 главы 1, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом).

Землевладельцы будут так же оставаться собственниками земли, однако что либо сделать на месте окопов и блиндажей не смогут, т.к. эти самые окопы и блиндажи будут являться памятниками федерального значения (ст. 4 гл. 1 ФЗ 73: «объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;»). Выходом из этой ситуации станет только оплата археологических изысканий, с целью освобождения территории от артефактов.

Сразу же под вопрос становится деятельность поисковых движений, ведь фактически они не смогут работать на местах боев Первой Мировой войны без профессиональных археологов, открытых листов, должного материально-технического оборудования. Наличие открытого листа сразу же ставит вопрос об составлении научного отчета и музейном хранилище всего найденного в ходе раскопок, что в свою очередь увеличит нагрузку на государственные музеи, ведь согласно положению об археологических раскопок, все найденные вещи сдаются исключительно в государственные музеи[2]. На данный момент музеев обладающих таким статусом не так много.

Объявление объектов Первой мировой войны объектами культурного наследия создаст прецедент, который окажется, востребован через 27 лет, когда настанет столетие с начала Великой Отечественной войны – по действующему на данный момент законодательству объекты ВОВ станут объектами историко-культурного наследия. В силу того, что масштабы ВОВ куда больше и ее материальные следы очевидны на территории большинства регионов европейской части России – возникает логический вопрос о признания объектов ВОВ историко-культурным наследием, несмотря на то, что до сих пор тысячи погибших не захоронены, огромное количество боеприпасов не дезактивировано и т.д.

Таким образом, научному сообществу, гражданской общественности и органам власти требуется выработать четкую адекватную позицию в отношении объектов связанных с Первой мировой войной, которые в ближайшем будущем могут оказаться в категории памятников археологии.

В контексте историко-культурного наследия такие территории следует рассматривать с позиций мемориальной и исторической ценности, а возможным выходом из сложившейся ситуации станет изменение хронологической границы следов материальной культуры, являющихся археологическим наследием.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
  2. Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчётной документации // URL http://www.archaeolog.ru/media/2014/Polozhenie_opi_12-02-14.doc

Никитин А.П.
Доклад на конференции «РОССИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ТРАГЕДИЯ ИМПЕРИИ». Истфак ВГУ, Воронеж, 9.10.14.