Начиная с 19 ноября и по сей день (28 ноября 2020) строительная компания Выбор депутата воронежской областной Думы Цыбаня А.И. (партия Единая Россия) производит незаконный снос строений конца XIX века, обладающих культурной, исторической, архитектурной ценностью — объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Комплекс зданий паровой мельницы Третьего товарищества» (Воронеж, ул. Фридриха Энгельса, 88).
Приказом управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 21.10.2020 года данный объект был включен в перечень объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. 12 ноября 2020 общественный совет при управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области единогласно рекомендовал включить данный объект в список выявленных объектов культурного наследия Воронежской области.
Застройщик, не дожидаясь решения органа исполнительной власти приступил к сносу вопреки 36 статье ФЗ 73 Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации. В настоящий момент были сделаны обращения с просьбой проверить законность работ по демонтажу и остановить снос управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области, мэрию города, прокуратуру Воронежской области, на место неоднократно вызывалась полиция. Однако снос продолжается: уже полностью разрушено два из четырех объектов комплекса, третий в процессе демонтажа. Несмотря на большой общественный резонанс строительная компания не прекращает работы по сносу и не комментирует данную ситуацию.
Прошу взять данную ситуацию на контроль, остановить варварский объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Комплекс зданий паровой мельницы Третьего товарищества» и рассмотреть возможность внесения изменения (дополнения) в статью 16 ФЗ 73 Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации. А именно: «снос объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия запрещается». Данное дополнение Федерального Закона исключит подобные ситуации в будущем, положительно скажется на работе уполномоченных органов исполнительной власти, позволит снизить социальную напряженность.
Сложилось впечатление, что 36 статьи данного закона, которая запрещает проведение каких-либо работ на объекте, обладающего признаками. Застройщикам явно этого не хватает. Верю, что изменение закона позволит предотвратить подобные кризисные ситуации в будущем. На месте бывшего хлебозавода № 1, например, может оказаться какая-нибудь братская могила, мемориал Великой Отечественной войны. Не хотелось бы чтобы это повторялось.
В декабре в Общественной палате Воронежской области будет расширенное заседание комиссии по по культуре и сохранению историко-культурного наследия. Вынесу на обсуждение предложение о запрете сноса объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на региональном уровне.
Прошу подключиться к обсуждению дополнения ФЗ 73 «Об объектах культурного наследия…» и выработки дополнительной нормативно-правовой базы в регионе депутатов всех уровней и политических партий.
Никитин А.П.,
председатель совета воронежского отделения ВООПИК,
президент ЛРОО Центр сохранения культурного наследия Черноземья,
член Общественной палаты Воронежской области.