Главная » Авторские статьи » Баранова Л.Н., Татаринцева В.А. ОПЫТ ПРОПАГАНДЫ ОХРАНЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «НАХОДКА-2013»)

Баранова Л.Н., Татаринцева В.А. ОПЫТ ПРОПАГАНДЫ ОХРАНЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «НАХОДКА-2013»)

В 2013 г. первая смена образовательного лагеря «Находка» проходила в с. Троицкое и с. Алферовка. Участниками лагеря стали ребята из разных регионов: школьники, выпускники духовной семинарии, студенты государственных вузов. Это был небольшой отряд численностью 15 человек (возраст: от 15-20). В целом, сроки работы лагеря составили 7 дней. Актуальность программы лагеря «Находка» заключается в использовании социально-культурного пространства и исторической тематики для формирования культурного потенциала молодого поколения, их патриотического гражданского мировоззрения в условиях современного общества. Это предполагает приобщение к святыням и истории Новохоперского края, а также, к русской культуре в целом. Участники могут самостоятельно попробовать себя в научно- исследовательской работе, что, безусловно, содействует формированию у молодежи ощущения причастности к культуре, историческому прошлому России, и осознанного благоговейного отношения к русской святости и русским святыням. Проведением полевой этнографической работы, которая предполагает проведение исследования с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования, руководили ученые-культурологи и этномузыкологи. Лагерь выявляет важные нравственные вещи, благодаря которым, человек может дальше двигаться по жизни. Общая молитва, встречи, походы, общение, знакомство с церковной историей, которые становятся для всех открытием и большим вдохновением, – все это составляет жизнь православного лагеря, на опыт которой молодое поколение сможет опираться в будущем. Все мероприятия лагеряподчинены общему сценарию, который составлен на основе архивных документов и переработан участниками на предварительном этапе работы. Поскольку полевая исследовательская работа предполагает ознакомление с основами школы выживания, то для участников были организованы вводные занятия по заранее составленному плану (учитывая виды экстремальных ситуаций под открытым небом): 1. Ядовитые растения и животные, хищные звери; 2. Ориентирование по карте; 3. Ориентирование (компас, звезды, солнце, луна, местность); 4. Изучение ядовитых растения, грибов, ягод и т.д.; 5. Съедобные растения, грибы, водоросли; 6. Добыча огня; 7. Условия жаркого климата; 8. Использование подручных средств в различных ситуациях. В свободное время, силами опытных игротехников, в лагере была организована увлекательная и активная программа на свежем воздухе. Мероприятия: — исследовательско-интеллектуальные (изучение истории разрушенных храмов и монастырей благочиния, исследовательская поездка в с. Алферовка, работа с местным школьным музейным собранием); — общественно-патриотические (популяризация знаний по церковной археологии, истории и религиозному фольклору среди молодежи путем проведения открытых бесед и мастер-классов; исполнение церковных и фольклорных песен, уходящих в прошлое); — культурно-досуговые мероприятия; — спортивно-оздоровительные программы (Светофор, Ночные ласточки, волейбол, вводный курс по альпинизму, купание в реке). Научно-практическим итогом проведения лагеря стало следующее: 1. Подготовка из участников лагерей православных экскурсоводов; 2. Издание краеведческого сборника; 3. Увеличение интереса среди школьной молодежи церковной краеведческой тематикой; 4. Воспитание у молодежи базовых нравственных и духовных знаний. В целом, весь коллектив лагеря ориентировал свою работу на духовное совершенствование личности и приобщение ее к историикультурного наследия своего края. В деятельности и общении участников лагеря неизменно культивировалось сотрудничество, равноправие и равноценность личностных позиций. Организация работы образовательного лагеря «Находка-2013» позволила реализовать себя каждому, поэтому он может быть назван успешным проектом организации досуга для молодежи.

 

Культурно-историческое наследие Центрального Черноземья (вопросы охраны памятников культурно-исторического наследия): сборник статей научно-практической конференции. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. С. 13-15.